Учреждение "Редакция газеты "Iўеўскі край"

Язык:

«Порядка 80 миллионов рублей». Сколько стоит восстановление Старого замка в Гродно и что уже сделано?

Спорт и туризм

История Старого замка в документальном проекте «Тайны Беларуси».

По второй очереди реконструкции замка ведется разработка проектной документации. Завершить ее планируют до конца 2022 года, об этом сообщили в документальном проекте «Тайны Беларуси» на СТВ.


Олег Шимбарецкий, главный архитектор проекта реконструкции Старого замка от института «Гродногражданпроект»:

 

шимбарецкий.jpg
- К проектированию второй очереди мы приступили буквально год назад. За этот год мы сделали комплексные научные изыскания, и сейчас в настоящее время завершаем оформление, сборку всей информации в виде вот этих научных изысканий. И уже на основе доказанных фактов, графических реконструкций на те периоды, уже, собственно, будет разрабатываться проект. Поэтому говорить о том, что проект уже есть... Он есть в эскизах, в набросках, но в полноценном виде рассчитываем до конца 2022 года закончить.

0W1A1049.JPG

Елена Климович, начальник управления культуры Гродненского областного исполнительного комитета:

 

климович.jpg
Этому предшествовал значительный объем подготовительных работ, которые выполнялись совместно с историко-археологическим музеем в части написания исторической справки, исследований исторических в архивах как Беларуси, так и зарубежных стран-соседей, которые могли содержать такие документы, они были найдены, и проектирование второй очереди продолжается.

DSC_0145.JPG

Юрий Китурко, директор учреждения культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей»:

 

китурко.jpg
- Вторая очередь включает в себя сам королевский дворец и флигель при нем со стороны, как сказать, пожарной части.

DSC_0149.JPG

Андрей Вашкевич, заведующий отделом новейшей истории учреждения культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей»:

 

вашкевич.jpg
- Очень интересная тема – это третья очередь, собственно говоря, это мыс – то место, где находятся самые древние пласты истории нашего города, это нижняя церковь, это остатки княжеского терема, это остатки укреплений средневековой эпохи. Думаю, что это место еще будет тоже предметом очень серьезных обсуждений, дискуссий, потому что есть разные взгляды на то, как можно было это сделать.

Елена Климович:

-  Если мы говорим о тех финансовых средствах, то это достаточно большие финансовые средства. Первая очередь строительства, реконструкции, реставрации, приспособление под музей объекта в общей сумме составляет почти 30 миллионов – 29 миллионов 700 тысяч рублей. На сегодня большая часть этих средств уже вложена в объект, и мы имеем уже в наличии музейные экспозиции. И продолжаются работы на объекте на первой очереди над интерьерными помещениями, То есть над теми помещениями, которые требуют кропотливой, где-то медленной, но очень профессиональной работы. И в этом плане достаточно успешно работает Белреставрация, которая проводит работы по восстановлению печей, деревянных конструкций, ковки, художественных изделий.

Внутри башни и каменицы располагаются музейные помещения, в которых можно узнать как об истории Гродно, так и о прошлом самого замка. Музейные экспозиции располагаются в семи залах на четырех уровнях, посвященных разным этапам гродненской истории. А сами выставочные залы Старого замка становятся более современными и интерактивными.

DSC_0051.JPG

Елена Климович:

-  В первый день работы музея приходилось три раза останавливать продажу билетов в кассе, потому что количество желающих прийти и посмотреть музейную экспозицию превышало возможности музейной экспозиции принять всех желающих.

Вместе с музейной экспозицией на территории Старого замка открывается и новая обзорная площадка с прекрасными видами на Неман, Коложскую церковь и Новый замок.

Юрий Китурко:

-  Планируется открыть еще четыре экспозиции, которые будут так называемые интерьерные, экспозиции, которые вот будут напоминать о том, что здесь было во времена Стефана, как это выглядело. Это замковая каплица, такой маленький костел, часовня. Потом будет еще королевская баня, находящаяся там, где она и была, над баней будет располагаться алебастровый зал – это место отдыха короля. Еще будет такая экспозиция, которая называется покой королевского секретаря. У Стефана Батория был очень интересный секретарь, который написал такой большой труд, его записки о войне с московским царем Иваном Грозным. Такой образованный человек, который все время был при Батории. Звали его Сигизмунд Генденштейн.

DSC_0077.JPG

Елена Климович:

- Сложно сказать, сколько будет необходимо средств для того, чтобы провести работы по восстановлению второй очереди – это здание дворца и здание администратора, но предварительно по архитектурному проекту – это порядка 80 миллионов рублей, это очень большие деньги, но системно, планово, мы уверены, что эта работа будет продолжена.

Олег Шимбарецкий:

-  Если говорить об объеме реставрации как таковой, то это, наверное, самый большой, самый главный объем, который именно реставрируется, а не воссоздается. Воссоздание там будет конечно, но в гораздо меньшей степени, чем в первой очереди.

DSC_0053.JPG

Так почему же выбран для восстановления замка Ренессанс? И были ли другие идеи при разработке схем реконструкции?

Наталья Кизюкевич, заведующая отделом археологии учреждения культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей»:

 

кизюкевич.jpg
-  На самом деле как бы выбора особо не было между готикой и ренессансом. Почему не было выбора? Потому что готический замок остался уже к моменту возведения ренессансного в руинированном состоянии. Была одна башня, которая оставалась, были оборонительные стены, в 80-х годах XVI века над ними появляются галереи, они уже были преобразованы, а две башни были просто разобраны. Если мы восстанавливаем готику, мы должны фактически разобрать дворец, который мы имеем сейчас, и массу ликвидировать других построек, то есть вопрос готики как бы не звучал, вот. Чтобы восстановить готику, мы должны разобрать ренессанс.

Старый замок является одной из самых значимых достопримечательностей города Гродно. Это уникальный памятник архитектуры и археологии Республики Беларусь, который создает неповторимую, направленную в историю атмосферу города.

Андрей Вашкевич:

-  Он уникален тем, что это едва ли не единственное место Беларуси, где жизнь никогда не прерывалась. Начавшись в далеком XI веке, до этого дня все время что-то находилось: будь то город, будь то замок, будь то княжеская резиденция, будь то военный объект. Именно поэтому огромное количество археологических слоев.

Проект реконструкции вызывает множество дискуссий среди экспертов. Ведь со стопроцентной вероятностью сказать, что замок выглядел именно таким образом, на сегодня практически невозможно.

DSC_0068.JPG

Андрей Вашкевич:

-  Источников довольно мало, есть такие источники, которые представляют довольно широкое поле для самых различных интерпретаций.

Юрий Китурко:

-  Поэтому, было решено, что основным периодом это будет XVI век при сохранении фрагментов, которые вот открываются, находятся более ранних.

Наталья Кизюкевич:

-  Нельзя сказать, что что-то перечеркивает историю. Мы всегда говорим, что любые исследования только дополняют, расширяют и уточняют эту историю. Потому что это исследования, никогда не бывает материала слишком много. Появляются новые письменные источники, появляются новые археологические источники и благодаря вот всем этим вещам мы как бы уже можем предполагать, как выглядел замок в те или иные периоды, хотя бы гипотетически, хотя бы вот именно на этой территории, которую мы исследовали.

DSC_0102.JPG

Олег Шимбарецкий:

-  Я считаю, что вообще самое существование программы «Замки Беларуси» было очень своевременным, и, наверное, в смысле воспитания истории, понимания истории о существовании этих земель, наверное, самое наглядное в качестве пособия для жителей Беларуси.

Юрий Китурко:

-  Поэтому, когда замок вот здесь появился, даже его вот небольшая часть, это, ну, чрезвычайно, мне кажется, важно для патриотического воспитания жителей нашего города.

Елена Климович:

-  Старый замок – это уникальный объект не только на территории Гродненской области, но и мы можем говорить и на территории Республики Беларусь. Безусловно, как и многие другие уникальные объекты, которыми гордится и наш регион, и наша страна.

DSC_0155.JPG

Эксперты рассказали, как начиналось восстановление Старого замка в Гродно

В 20-е годы XX века рождаются первые проекты восстановления замка и придания ему того вида, который он имел во времена короля Стефана Батория. Об этом рассказали в документальном проекте «Тайны Беларуси» на СТВ.

Андрей Вашкевич, заведующий отделом новейшей истории учреждения культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей»:

- Ядковский, архитектор Зборовский, потом архитектор Войцеховский, они пытаются сделать, скажем так, какие-то достоверные исторические реконструкции замка. Смысл был в том, что где-то к середине 40-х, возможно к концу 40-х годов старый замок уже должен был быть отреставрирован и восстановлен. Но начинается Вторая мировая война, сентябрь 39-го года, и фактически на много десятилетий тема восстановления замка она как бы теряет актуальность.

Юрий Китурко, директор учреждения культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей»:

- Где-то с 85-го года вот начали готовить работы по реконструкции гродненского Старого замка, с 86-го года пошли исследования, и тогда был назначен научным руководителем Владимир Васильевич Бочков. Он архитектор достаточно авторитетный в то время был уже, жил он в Минске, работал вот в Белреставрации и в других фирмах.

DSC_0159.JPG

Олег Шимбарецкий, главный архитектор проекта реконструкции Старого замка от института «Гродногражданпроект»:

- Те натурные изыскания, которые были проведены в те годы, они были очень ограничены участками и зачастую не давали объяснения тому, что мы видели. Поэтому потом в 2007 году, большой перерыв был, в 2007-2009 годах продолжение проекта реставрации было поручено Гражданпроекту. Тогда тоже пригласили Владимира Васильевича Бочкова, и за эти два года был сделан эскизный проект, который проходил экспертизу, утверждение в Министерстве культуры.

Юрий Китурко:

- Был предложен эскизный проект восстановления Старого замка, там часть из него должна была быть восстановлена на XII, скажем, век, такая мысовая часть вот там, где дворец и там, что теперь сделано, должна была быть восстановлена уже на XVI век. Но уже тогда с его предложениями не согласились.

Олег Шимбарецкий:

- В результате концепции тогда было принято вот это общее решение, что общий внешний облик принимает на момент его наибольшего расцвета. На период строительства замка и реконструкции замка Стефана Батория. Потом был снова большой перерыв, и только в 2014 году было принято решение, и заказчик выделил средства на разработку рабочей проектной документации.

DSC_0160.JPG

Елена Климович, начальник управления культуры Гродненского областного исполнительного комитета:

- Если мы берем комплекс Старого замка, то начиная с XII века по XXI век, это история нашей страны, нашего региона. В связи с этим было принято решение выделить значительный объем финансовых средств, чтобы провести работы по реконструкции.

Институт «Гродногражданпроект» получает заказ на разработку рабочей документации первой очереди. Для этого создается специальная группа архитекторов, которую возглавляет Олег Шимбарецкий. К маю 2016 года принимается решение начать строительство.

Олег Шимбарецкий:

- Строительные работы начались в октябре 2017 года. Ну а мы как архитекторы-реставраторы тогда продолжили разработку всех вот этих вот архитектурных деталей: каменные порталы, кованые изделия, окна, двери, полы, потолки – все, что вы видите сейчас на замке, это все разрабатывалось моей группой в течение трех лет. Вот сейчас мы имеем результат по первой очереди.

Наталья Кизюкевич, заведующая отделом археологии учреждения культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей»:

- В 90-х годах было принято решение, что невозможно восстановить замок за один период.

skolko_deneg_nuzhno_na_vosstanovlenie_zamka_12.04.22_10.jpg

Юрий Китурко:

- Было решено, что его разделят на три очереди. И пока что работы ведутся только на первой очереди, которая самая маленькая по объему и по финансированию тоже, и по площадям, она самая небольшая.

Елена Климович:

- В сентябре 2017 года на объект пришли строительные организации после долгого периода работы проектных организаций над принятием решений, именно проектного решения о том, какой будет объект. Были долгие споры, но работы начались, это было самое главное, самое важное. Потому что состояние самого дворца уже к этому периоду вызывало опасение, если находиться было в здании дворца в той, тех помещениях, где были фонды, отдел истории, то щели позволяли уже видеть даже просвет неба. И вот эти работы с сентября 2017 года по настоящее время они ведутся, и выполнен значительный объем.

Олег Шимбарецкий:

- Если говорить о конкретно полностью восстановленных объемах, то это будет средняя башня, крепостная стена со стороны Немана, и реставрации подвергалась въездная брама, которой был восстановлен купол.

skolko_deneg_nuzhno_na_vosstanovlenie_zamka_12.04.22_17.jpg

Юрий Китурко:

- Плюс постройки с внутренней стороны двора, там такое вот здание, которое мы все уже называем каменицей, и небольшая мерная изба, примыкающая с внутренней стороны к стене над Неманом.

Олег Шимбарецкий:

- И когда встал вопрос проектирования как мы можем спасти то, что у нас осталось от старины, пришлось привлечь действительно специалистов, вплоть специалистов Польши, Германии, которые помогали именно с точки зрения изучения материалов. Поэтому сейчас я очень рад тому, что мы отработали технологии спасения кирпича, камня, той же штукатурки, которой мы можем продолжить на вторую очередь.

«Виной всему войны». Как исчез Старый замок в Гродно?

Стефан Баторий последние два месяца своей жизни находится в Гродно. В декабре 1586 года он отправляется на охоту, а по возвращении в замок чувствует себя плохо. С этого момента начинается его болезнь, приведшая в смерти. Об этом рассказали в документальном проекте «Тайны Беларуси» на СТВ.

Евгений Махнач, заведующий отделом истории края учреждения культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей»:

 

staryy_zamok_grodno_12.04.22_11.jpg
- Придворные лекари пытались его спасти, но, учитывая уровень медицины того времени, можно сказать, что Стефан Баторий был обречен. Анатомию человека в то время знали достаточно поверхностно, достаточно мало, при лечении короля, например, придворные лекари использовали бобровую струю, настойку из ландыша, которая является ядовитой.

И 12 декабря 1586 года Стефан Баторий умирает в своих покоях. По завещанию короля хоронят в Гродно.

Евгений Махнач:

- Позже уже, когда переизбрали нового короля, то его жена Анна Ягеллонка, которая его, кстати, пережила, она занималась перезахоронением короля. И сегодня останки Стефана Батория находятся в Кракове в замке Вавель в соборе, где находится гробница-усыпальница всех правителей Польши и Речи Посполитой.

А куда же исчезает этот прекрасный памятник на берегу Немана?

Евгений Махнач:

- Виной всему, конечно, же войны. Очень сильно замок пострадал от московских войск, которые в 1655 году во время войны взяли Гродно. После этого дворец восстанавливается Кшиштефом Пацем, это был канцлер Великого княжества литовского. И хотя замок утратил былую красоту, он обладал статусом княжеской резиденции, в Гродно даже проходили сеймы в этом замке.

Андрей Вашкевич, заведующий отделом новейшей истории учреждения культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей»:

- После короткой передышки мира второй половины XVII века, уже в начале XVIII века Старый замок и вообще весь наш город Гродно ждали новые испытания, началась так называемая северная война, между Россией и Швецией. И первые несколько лет войны, собственно, главной ареной военных действий была территория Речи Посполитой.

2022-02-17 16.38.31.JPG

Евгений Махнач:

- Войска шведские, войска Карла XII в 1706 году берут Гродно в осаду, и в этой осаде дворец очень сильно пострадал, практически весь второй этаж был разрушен. Первый этаж чудом сохранился, по большей части. После этого замок восстанавливали, но уже статуса королевской резиденции, местом, где могли проводиться сеймы, он уже не мог быть, и впоследствии он выполнял уже вспомогательные функции, хозяйственные какие-то нужды на его возлагались, после этого уже в XVIII веке строится Новый замок.

Андрей Вашкевич:

- В 20-х годах XVIII века рождается проект о том, чтобы превратить гродненские замки, территорию, где появился потом Новый замок, в место для проведения сеймов Речи Посполитой. Такое представительное, хорошее, построить дворец. И проект был реализован только в конце 30-х, начале 40-х годов XVIII века, Дрезденский архитектор Кауфельдрих Пеппельман – очень известный, уважаемый архитектор, приближенный к двору Саксонского Курфюрста Августа III, который собственно в тот момент и был королем Речи Посполитой, запроектировал Новый гродненский замок, дворец для проведения сеймов, но Старый замок, можно сказать, что был включен в комплекс, дворцовый комплекс.

И если Новый замок строят в первую очередь как представительское помещение, где проходят сеймы, где расположена королевская часовня и приемная короля, то Старому замку отводится роль второстепенной постройки, где размещаются различные вспомогательные службы: конюшни, кузницы, квартиры для офицеров королевского войска и тех, кто прислуживает при дворе короля и королевы.

Андрей Вашкевич:

- В таком виде, в таком роде Старый замок просуществовал до конца XVIII века. В конце XVIII века в замке также располагались квартиры разных ответственных чиновников государственных, и был такой период, где находилась скарбовая комиссия и, можно сказать, Министерство финансов, и казна Великого княжества Литовского.

Приходит 1795 год, последний, третий раздел Речи Посполитой, и замок передают русскому военному ведомству, которому он будет принадлежать более 120 лет. Новый замок фактически с начала XIX века и до 1944 года становится военным госпиталем.

Андрей Вашкевич:

- А Старый замок предполагал наличие различных военных институций, это были пекарни военные, это были помещения для высокопоставленных офицеров, это было одно время тюрьма для участников восстания 1863-го, 64-го годов. Одно время это была холерная больница, эпидемии холеры происходили, это было опасное дело, на краткое время замок приспосабливали под холерную больницу.

2022-02-17 16.38.30.JPG

В конце XIX века в замке окончательно располагается военное собрание Гродненского гарнизона, и замок проходит последнюю большую реконструкцию.

Юрий Китурко, директор учреждения культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей»:

- И в Старом замке размещалось что-то наподобие комендатуры, можно так сказать. Там были вот офицерский отель, баня, гауптфахта, какой-то гарнизончик маленький такой, типа комендантской роты.

Андрей Вашкевич:

- Был сделан большой зал с третьим светом, сделаны новые печи, лестницы с чугунными перилами, паркетный пол, и замок выполнял такие представительские функции, можно сказать.

Раскопки на Замковой горе в Гродно. Что археологам удалось найти?

Когда и как начались раскопки на Замковой горе в Гродно? Что удалось найти археологам, об этом рассказали в документальном проекте «Тайны Беларуси» на СТВ.

Юрий Китурко, директор учреждения культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей»:

- После того, как произошла Первая мировая война и революция в России, Гродно оказался в составе второй Речи Посполитой. Там остались военные, только уже польские.

Андрей Вашкевич, заведующий отделом новейшей истории учреждения культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей»:

- На том этапе и городская администрация, и военные соглашаются с Юзефом Ядковским, что замок, в первую очередь, должен выполнять представительские функции, и половина замка в середине 1920-х годов отдается под историко-археологический музей, как он тогда назывался.

Старый замок на новый лад. Резиденция Стефана Батория готова встречать гостей после реконструкции

Юрий Китурко:

- Музей основан в Гродно в 1920 году, но тогда он не располагался в замке. Он тогда имел две комнатки, там, в центре города, где была городская управа. Основатель Юзеф Ядковский, когда основывал музей, создавал, он сразу думал о том, что самое лучшее место для музея это, конечно, Старый замок с его королевским дворцом. И он добивался от военных, нашел понимание у высшего командования, и высшее командование взяло и сначала просто пустило музей во дворец, дало пять комнат.

Музей постепенно развивается, растет число фондов и музейных помещений, и ко Второй мировой войне дворец практически становится в руках музея.

Наталья Кизюкевич, заведующая отделом археологии учреждения культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей»:

- Полноценные археологические исследования здесь, на Замковой горе, начались в 1930-х годах, то есть фактически 90 лет назад. И руководил ими первый директор нашего музея – Юзеф Ядковский. Он был археолог по образованию и стремился восстановить этот замок, надать ему былую как бы славу, привести его в порядок и, конечно же, во время работ, которые проводились здесь, были обнаружены многочисленные останки архитектурные, прежде всего.

В 30-е годы XX века археологическая методика и само понятие археологии отличается от современного понятия этой науки. Ведь сейчас специалисты исследуют полностью все культурные напластования. А в 1930-х годах люди считали, что период Средневековья – это собственно археология, а уже позже начинается изучение по историческим записям. Поэтому напластования после XIV века и до XX не изучались.

0W1A2195.JPG

Наталья Кизюкевич:

- И вот в тот момент, когда Юзеф Ядковский во время земляных работ обнаружил остатки сначала одного храма – верхней церкви, потом второго храма – нижней церкви, в этот момент он остановил такие беспорядочные, скажем так, земляные работы, и уже начались полноценные исследования. И эти исследования продолжались с небольшими перерывами достаточно долго, и уже даже в XXI веке все еще идут, потому что есть что исследовать, есть, что новое открывать.

Каждое поколение археологов находит уникальные предметы материальной культуры, которые значительно обогащают историю не только города, но и страны.

Наталья Кизюкевич:

- Это и украшения, это шахматные фигуры, это очень интересные строительные материалы, кафля, например, или кирпичи. Конечно же, вооружение, которое находит аналоги в Литве, когда капали великих князей Литовских, в Новгороде. То есть наш объект сопоставим с крупнейшими городами, городскими центрами как Восточной, так и Западной Европы. И большинство этих вещей, если посетители придут, они увидят в наших экспозициях.

0W1A2193.JPG

Учёные рассказали, какие сведения требуются для восстановления Старого замка в Гродно

Для детализации проектирования архитекторы-реставраторы используют библиографические и картографические сведения, указанные в исторической справке. Об этом рассказали в документальном проекте «Тайны Беларуси» на СТВ.

Олег Шимбарецкий, главный архитектор проекта реконструкции Старого замка от института «Гродногражданпроект»:

- В этой исторической справке историки собирают всю доступную информацию на сегодняшний день: картины, гравюры, планы, инвентари. Расшифровывают эти инвентари, и таким образом собирается та историческая информация, которая доступна, условно назовем, в библиотеке. Но кроме этого, надо понимать, что историческая справка не дает детального представления о том, как выглядели эти помещения с архитектурной точки зрения.

Находки архитектурных деталей и остатков фундаментов и стен помогают в уточнении истории строительства замка и его точных размеров в разные периоды. Детальную информацию по памятнику дает непосредственное изучение его натуры архитектором и применение современных методов.

0W1A2190.JPG

Олег Шимбарецкий:

- И поэтому основным источником, вообще-то, для архитектора-реставратора являются натурные изыскания. Это обмеры, зондажи, которые он потом пробивает, и уже фактические размеры объекта, на которые накладывается информация, полученная по исторической справке, дают архитекторам представление, как оно могло выглядеть. Поэтому, все-таки основное – это натурные изыскания, потом идет исторические сведения, археологию я тоже отношу к натурным изысканиям.

Наталья Кизюкевич, заведующая отделом археологии учреждения культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей»:

- Мы знаем, как был замощен двор во времена великого князя Витовта, когда он правил здесь, начало XV века. Мы археологическим путем нашли остатки башни, которая до сих пор непонятно, где была локализована. Все видели как бы вот эту круглую башню на гравюре Цюнта, и долгое время пытались ее найти. Вот в результате раскопок XXI века мы наконец-то собрали все ее части и уже спокойно можем ее показывать, и рассказывать, где она была. То есть, все это уточняется, уточняется. Я думаю, исследования, которые будут дальше проводиться, также принесут новые данные. Самое главное, чтобы эти данные обогащали не только нас, но и позволяли научно разрабатывать проект.

0W1A2200.JPG

Еще одним существенным источником для детализации проектирования является изучение в натуре объектов-аналогов в регионе.

Олег Шимбарецкий:

- Очень важную роль играет натурное ознакомление с такими же объектами на этой территории. И в 2015 году в институте была создана специальная группа архитекторов, которая стала заниматься только этим замком. У нас была научная экспедиция по Республике Польше, две недели, мы посетили 18 замков. За эти 18 замков мы каждый день с рулеткой, фотоаппаратом. Нас сопровождали специалисты. Именно этот опыт, я скажу, настолько бесценный, что когда здесь археолог находит какую-то деталь, или мы видим на натурных изысканиях некие конструктивные особенности, то автоматически проводятся параллели, появляется понимание, как это могло быть.

Читайте ещё:



Оставить комментарий

Ваше имя
Ваше сообщение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

В какой соцсети вы проводите больше всего времени?

Предложить свою новость

Предложите нам свою новость.
Возможно, мы её опубликуем.

Заполните все поля, отмеченные символом *

Наши соцсети

Способы оплаты

PDF-рассылка

Уважаемые читатели газеты «Іўеўскі край»!

Вы можете подписаться на электронную версию нашей газеты, представленную в PDF-формате. Газета будет высылаться на указанный вами адрес электронной почты  по вторникам и пятницам накануне выхода в печать. Подписаться можно, начиная с любой даты. Будьте первыми в курсе свежих новостей Ивьевщины!

СТОИМОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСКИ:

– на месяц – 3 руб.;
– на три месяца – 9 руб.; 
– на шесть месяцев – 18 руб.

Подробнее

Наши контакты

р/с № BY47BAPB30152768600140000000

ОАО "Белагропромбанк", г.Минск.
 Код BAPBBY2X,

УНН 500051130.

E-mail: pressa.ik@gmail.com

Тел/факс: (01595) 2-23-92

Наш адрес:
231337, Гродненская обл., г. Ивье,
ул. 1 Мая, 18

Ссылки


Ивьевский районный исполнительный комитет

 

 

Please publish modules in offcanvas position.