Учреждение "Редакция газеты "Iўеўскі край"



Доброжелательность, гостеприимство и самобытность. Как создается история Ивьевского района

Главное / Понедельник, 29 июня 2020 09:38 / Прочитано: 216
Доброжелательность, гостеприимство и самобытность. Как создается история Ивьевского района

Многие путешественники, предложи им назвать символ Ивья, выбрали бы перекресток.

18919173f642593d215133f4027ca3fc.jpg
По соседству с этим небольшим городком пересекаются дороги с запада на восток и с юга на север нашей страны. Здесь веками мирно уживались белорусы, поляки, татары и евреи, передавая из поколения в поколение традиции четырех религиозных конфессий. Такое богатое культурное и архитектурное наследие, как и уникальная природа, делает этот регион неповторимым и притягивает сюда многочисленных туристов. Однако мы расскажем не о достопримечательностях и экскурсионных маршрутах, а о людях, которые здесь и сейчас создают историю Ивьевского района, пишет "СБ".
 
Земля с историей

С учителем истории и обществоведения Андреем Волчком мы встречаемся в здании средней школы агрогородка Лелюки. В небольшой музейной комнате педагог перебирает артефакты Первой мировой войны, собственноручно добытые во время археологических раскопок. Пуговицы, консервные банки, знаки отличия с военной формы, мотки колючей проволоки и… разнообразные бутылки из-под вина и шампанского.

— На Ивьевщине в то время не велись активные военные действия, как это было, например, под Сморгонью. Поэтому набор находок специфический, — улыбается учитель-краевед. — Мало отстрелянных гильз либо остатков разорвавшихся снарядов, зато достаточно свидетельств попыток немецких солдат и офицеров скрасить скучное времяпрепровождение на чужбине.

3e2caefb0bb56cacfec3589b8c21ce71.jpg
Вот уже много лет Андрей Волчок увлекается археологией. Говорит, что интерес к истории здешних мест в нем пробудили ученики: показали находившийся неподалеку огромный валун, на поверхности которого спокойно могли уместиться 10 человек, и бетонный наблюдательный пункт времен Первой мировой войны. Тогда молодой историк твердо решил в буквальном смысле слова покопаться в прошлом местных деревень и вышел с предложением на Институт истории НАН Беларуси провести здесь археологическую разведку. Как оказалось — не зря.
 

Начиная с 2014 года Андрей Волчок и его ученики сделали в окрестностях близлежащих агрогородков более 5 тысяч находок — от артефактов бронзового века до свидетельств новейшей истории. Часть из них сейчас хранится в районном музее.

В раскопках обязательно задействованы ребята сельских школ. Их отвозят автобусом на место, обеспечивая всем необходимым, включая питание. Причем, если изначально предполагалось, что участниками археологического лагеря должны быть старшеклассники, то с течением времени возраст молодых исследователей значительно снизился. Кто-то из подростков брал младшего братика или сестричку — и те с энтузиазмом включались в работу. Поэтому сегодня набор в археологический лагерь объявляется с пятого класса.

Андрей Волчок убежден: любой учитель истории должен не только излагать общеизвестные факты прошлого, но и знать, что происходило в той местности, где живут он и его ученики. Есть у Андрея Викторовича мечта — создать полноценный школьный музей, в котором будут собраны археологические находки различных исторических периодов. Самыми ценными в экспозиции, безусловно, стали бы экспонаты, найденные учениками.
 
Кукольный дом
 
Удивительное дело: с лица Марии Пекши практически не сходит улыбка. И когда признается, что в юности «крутила ляльки» вместо того, чтобы бегать с ровесниками на танцы. И когда вспоминает, как после рождения детей в 32 года пришла директором в Липнишковский центральный дом культуры безо всякого опыта и образования, но, освоившись, руководила им 20 лет. И когда говорит о нынешнем своем увлечении: Мария Францевна ведет кружок национальной куклы.
 
— С чего все началось? С того, что мне как директору необходимо было обеспечивать костюмами художественные коллективы. Шила, как умела — я самоучка. К тому времени меня уже знали все местные бабульки: рассказывали про особенности местного костюма, который в наших краях соединяет в себе элементы разных национальных убранств. Позже, чтобы сохранить эти неповторимые черты, решила заняться кукольной одеждой, расширила модельный ряд. В какой-то период для меня именно куклы вышли на первый план. Материал, техника исполнения, выражения лиц, характер. Вот посмотрите, это Юзик, — Мария Францевна берет с полки тряпичного всклокоченного дядечку с глуповатой улыбкой и вислыми усами. — Я долго подбирала для него обувь, пока не поняла, что органично он будет смотреться только босым.
167ecb6ca97a83cd4dc0f73e6dc3ad60.jpg
 
В кружок к Марии Пекше ходят 20 детей. Специально для них рукодельница придумывает упрощенные технологии изготовления кукол. Даже у малышей первого года обучения получается очень хорошо — к удивлению их самих и родителей, которые даже предположить не могли, что чадо заинтересуется шитьем. Причем мальчики включаются в творческий процесс с не меньшим энтузиазмом, чем девочки.

Ради своей новой страсти Мария Пекша отказалась от должности директора и организовала кружок «Белорусская кукла». Несмотря на название, его создательница не ограничивает участников в проявлении творчества. Все на свете когда-то было сделано в первый раз, но только лучшее находит последователей и становится частью национальной культуры, считает она. У липнишковской куклы на это есть все шансы. Сегодня ляльки от Марии Пекши стали традиционным региональным сувениром. Льняные Кузи, курносые Груньки и величавые Евы разлетаются по всему миру. Есть они и в Америке, и на Чукотке, и на Ямале, и даже в Австралии, не говоря уже о соседних Польше, Литве, Латвии и Украине.

 
Сердцем на восток
 
В центре Ивья стоит памятник, посвященный традиционным конфессиям жителей города, — четыре стелы, на каждой размещен свой узнаваемый барельеф. Например, мусульманство — самую древнюю религию на территории Ивья — символизируют полумесяц и Коран. Каждая стела повернута в сторону храма указанной религии. Поэтому найти знаменитую ивьевскую мечеть, построенную более 130 лет назад из подаренных татарам католичкой графиней Эльвирой Замойской стройматериалов, легко.
 
bf525a316526909c1cb32874e55701bc.jpg
 
История появления татар на Беларуси связана с их репутацией отменных воинов. Защитников с Востока расселяли вдоль границ Великого Княжества Литовского, чтобы увеличить его обороноспособность. И то, что за 620 лет мусульманская община здесь не утратила своей национальной идентичности и религии — вовсе не признак обособленности ее представителей от остальных жителей, утверждает местный имам, учитель белорусского языка и литературы Ивьевской средней школы Адам Радецкий.

У него самого лучшим другом в детстве был мальчик из католической семьи. Разница в вероисповедании и происхождении не мешала им вместе играть в футбол, ходить в школу, общаться, приглашать друг друга на праздники. Да и сейчас, будучи имамом, Адам Сулейманович рад видеть самых разных гостей на традиционных мусульманских торжествах.

— Я родом из обычной рабочей семьи. Мама работала в сфере связи, отец в разное время был водителем, слесарем, токарем. Хорошие люди, труженики. Приходили с работы и принимались за огород. Они и моя бабушка привили интерес и уважение к религии. Поэтому, когда мне, еще ученику 10-го класса, предложили отправиться в Турцию и пройти обучение основам ислама и чтения Корана, я сразу же согласился. Пришлось потом экстерном проходить пропущенную программу общеобразовательной школы, чтобы перейти в 11-й класс.
bf10e0f6f84a64b986a78314d0f8cf47.jpg
 
Вернувшись из-за границы, Адам Радецкий пришел к однозначному выводу: белорусские мусульмане не похожи на выходцев из стран, где эта религия имеет статус единственной государственной. Наши намного более толерантны и с гораздо большим уважением относятся к укладу жизни и традициям других народов. Такое же отношение здесь и к мусульманам. Вот вам пример: по согласованию с райисполкомом школьная администрация приняла решение не ставить Адаму Сулеймановичу уроки по пятницам — в этот день имам должен проводить пятничный намаз.

Сегодня в Ивье и его окрестностях живут около 500 татар. Свою роль в общине имам Адам Радецкий воспринимает ответственно. Он духовный лидер, призванный направлять своих подопечных на верный путь, чтить традиции и религию предков.

 
Против болезни — сообща
 
«Больше практики, больше нуждающихся в моей помощи тяжелых больных и заметный результат» — так заведующий инфекционным отделением Ивьевской центральной районной больницы Валентин Новогродский описывает причины, по которым выбрал свою специальность. Путем нехитрых подсчетов врач выводит количество пациентов, вылеченных за время 32-летней практики: около 30 тысяч человек. Принимая во внимание количество жителей района, а это примерно 23 тысячи, можно с большой долей вероятности предположить, что практически каждый из них за этот период побывал здесь, и не один раз.
 
5d1fb1cc8362829bfb5da744698a9a28.jpg

Валентин Францевич — единственный врач-инфекционист в районе. Именно он одним из первых в Гродненской области приступил к лечению пациента с положительным тестом на коронавирус.

— Это произошло 28 марта. Мы были готовы к тому, что коронавирус может к нам прийти, но не предполагали, что станем одними из первых. Помню, как лихорадочно восстанавливал в памяти все перемещения этого пациента, вспоминал меры безопасности, которые применялись сотрудниками отделения для собственной защиты и защиты других больных. Постоянно крутился в голове вопрос: «Что мы могли сделать не так?» Только после того как пришли отрицательные результаты мазков у всех контактеров, я вздохнул свободно.

sb.by

Читайте ещё:



Оставить комментарий

Ваше имя
Ваше сообщение
 
 

 

Считаете ли Вы, движение студенческих отрядов популярным?
Какой профиль студенческих отрядов Вы считаете самым популярным?
Выберите на свой взгляд плюсы студенческих отрядов, из предложенных

Способы оплаты

Наши соцсети

PDF-рассылка

Уважаемые читатели газеты «Іўеўскі край»!

Вы можете подписаться на электронную версию нашей газеты, представленную в PDF-формате. Газета будет высылаться на указанный вами адрес электронной почты  по вторникам и пятницам накануне выхода в печать. Подписаться можно, начиная с любой даты. Будьте первыми в курсе свежих новостей Ивьевщины!

СТОИМОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСКИ:

– на месяц – 2 руб.;
– на три месяца – 6 руб.; 
– на шесть месяцев – 12 руб.

Подробнее

Наши контакты

р/с № BY47BAPB30152768600140000000

ОАО "Белагропромбанк", г.Минск.
 Код BAPBBY2X,

УНН 500051130.

E-mail: pressa.ik@gmail.com

Тел/факс: (01595) 2-23-92

Наш адрес:
231337, Гродненская обл., г. Ивье,
ул. 1 Мая, 18

Ссылки


Ивьевский районный исполнительный комитет

 

 

Please publish modules in offcanvas position.