
Уважаемые работники и ветераны
железнодорожной отрасли!
Примите искренние поздравления с профессиональным праздником - Днем железнодорожника!
Профессия железнодорожника - это самоотверженный труд и высочайшая ответственность. Сегодня, как и всегда, железнодорожники прилагают все усилия для выполнения задач, поставленных государством и обществом. Благодаря вашему профессионализму обеспечивается бесперебойное сообщение между населенным пунктами, высокий уровень безопасности и качество обслуживания в пути.
Уверены, что накопленный опыт, славные трудовые традиции наших железнодорожников помогут достичь поставленных целей и успешно решить все задачи, которые стоят перед отраслью.
Желаем вам и вашим близким крепкого здоровья, счастья и благополучия, новых профессиональных успехов и непрерывного развития.
Районный исполнительный комитет.
Районный Совет депутатов.
Беларусь любимая, магистраль стальная… Эх, последовать бы словам гимна- хита железнодорожников и отправиться в путь на поезде! Зовет романтика дальних и трудных дорог, как писал Эдуард Асадов. В дальнем пути не бывает легкой поклажи, но зато он может быть комфортным благодаря людям, у которых с железной дорогой все в жизни связано. В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают белорусские железнодорожники.
Уже по сложившейся традиции накануне этой даты - наша беседа с начальником железнодорожной станции Гавья Натальей Лазовской.
Она прекрасно знает специфику работы на месте (начинала трудовую деятельность дежурным по станции), зарекомендовала себя как высококвалифицированный, инициативный и принципиальный руководитель. Наталья Лазовская - депутат районного Совета депутатов, депутат сельского Совета депутатов, староста деревни Гавья, житель района, удостоенный быть на Доске почета, неоднократно награжденный грамотами разного уровня, в том числе от начальника дороги.
- Мы пользуемся достижениями всех людей, которые работают на железной дороге. Нам подготовили поезд, построили путь, повесили провод, дали напряжение и включили светофор. Но кто эти "крылатые люди - романтики дальних и трудных дорог", как назвал их поэт Асадов? Кто эти вокзальные, станционные и путевые?
- Это прекрасная работа. Здесь не встретишь людей, которые бы не любили свою профессию, потому что условия сложные. В дорожной службе - дежурные по станции, приемосдатчики, билетные кассиры, начальник станции, станционные рабочие; в службе пути - путейцы, дорожные мастера, бригадир пути.
Есть еще службы сигнализации и связи, электроснабжения. Обычно работа этих сотрудников железной дороги остается незаметной для пассажиров.
- Расскажите о коллективе, что характерно для настоящего железнодорожника?
- Коллектив опытный, взрослый. Люди имеют стаж от семи до тридцати шести лет. Дежурная по станции Виктория Ковальчук работает у нас 25 лет, дежурная по станции Светлана Жуковская - 21 год. На посту остаются ветераны труда: дежурные по станции Мария Кульнис, Галина Рафалович, приемосдатчики Ирина Гирчиц, Станислава Новик. Это мои наставники. Все работают с полной отдачей, заслуживают уважения и похвалы, полны оптимизма и желания трудиться, можно о каждом долго говорить: приемосдатчиках Ольге Сапотько, Кристине Басалык, билетных кассирах Таресе Нехведович, Наталье Сехович, станционной рабочей Марии Красовской.
- Наталья Алексеевна, вы сами как оказались на железной дороге?
- Я родом из Украины. Сестра моей подруги училась в Оршанском железнодорожном техникуме и много рассказывала хорошего и интересного об этом учебном заведении. Под впечатлением ее историй я выбрала для поступления железнодорожный техникум. Там познакомилась с будущим мужем. Вместе с ним приехала по распределению на станцию Гавья. Нам сразу предоставили жилье, что сыграло немаловажную роль. Мы же люди простые, деревенские, любим заниматься сельским хозяйством. У нас участок хороший, огород. И вот уже 36 лет здесь работаю. Сначала муж был начальником, а я дежурной по станции, а потом сама стала руководителем. Наверное, оказалась более инициативной, быстрой, легкой на подъем.
- 36 лет - большой срок. Любовь к железной дороге поселилась в сердце?
- Очень люблю свою работу, очень! Это мое призвание. Первая моя поездка на поезде - это когда ехала в Оршу поступать. С тех самых пор люблю железную дорогу. Люблю встречать и провожать поезда, наблюдать за людьми, трогательные моменты встреч и прощаний. Конечно, работа моя ответственная, требующая внимания, корректности.
Кроме того, что железнодорожная станция - место с особой романтикой и аурой, само здание вокзала, построенное в 1903 году, старинное, красивое, завораживающее. Им часто любуются иностранцы. Только представьте, что поезда курсируют с 1905 года! Время не стояло на месте, а мчалось, как скорый поезд. Взгляните на фотографии: вот эта - 1916 года, с водонапорной башней, деревянной постройкой, где были туалетные комнаты, людьми на перроне, а вот эта - 2017 года, с современным видом! Подумать только: между ними разница в сто лет!
В моем кабинете до недавнего времени был царский пол. Когда меняли покрытие, то отбить его не могли - такой крепкий, сделанный на совесть оказался. Здесь даже воздух другой и интернет почти не ловит.
- Что бы вы отнесли к основным вехам развития станции?
- Многое менялось. Когда-то до 60-ых годов в кабинете начальника станции был магазин и подсобное помещение. Также были магазин и столовая на территории. Теперь их нет. Есть, правда, частный магазин. Раньше территорию украшали разными инсталляциями, а сейчас остались только клумбы с цветами.
Наша станция на хорошем счету. К нам даже несколько раз приезжали корреспонденты газеты "Железнодорожник Беларуси". Очень продуктивными были 2007-2009 годы, когда шло строительство новой дороги, трассы М-6. В месяц отгружали 1185 вагонов. Для сравнения: сейчас - 76! Потому станция в тот период была 3 класса. Теперь она имеет 4-й класс.
- Пассажиропоток хоть и уменьшился, но остается большим. К услугам людей какие имеются современные технологии?
- Сегодня можно заказать билеты на станции Гавья на любые, даже международные рейсы. Есть современный вагон-путеизмеритель стоимостью несколько тысяч долларов. Он обеспечивает проверку качества рельсов и их надежность. Проходит он два раза в месяц.
- Центральное направление сейчас - это…?
- Это Москва. Поезда "Гродно-Витебск", "Гродно-Минск" с прицепными вагонами идут до Москвы.
- А по каким вопросам к вам чаще всего обращаются пассажиры? Какой-нибудь запоминающийся случай из вашей практики можете рассказать?
- Одно можно сказать: в каждом случае есть свои особенности. Но сегодня все решается очень быстро благодаря современным технологиям. Теряют сумки, шарфы, шапки, мобильные телефоны. Все оперативно возвращаем владельцам. Особых скандалов, неприятностей, жалоб нет.
- Что главное в работе начальника станции?
- На железной дороге должна быть железная дисциплина, но и человеческий фактор никто не отменял.
- Рабочий день начальника станции самый напряженный, самый трудный. Кто всегда рядом, кто поддержит в трудную минуту?
- Семья, конечно: муж, дети, внуки. Они понимают меня как никто другой, ведь сами железнодорожники: муж - дежурный по станции Гавья, старший сын - дежурный по станции Новоельня, младший сын работает в Лидском локомотивном депо.
У каждого "мундира" железной дороги своя работа, изюминка и душа. И они совсем не железные!
Александр Бальцевич, электромеханик Лидской дистанции сигнализации и связи:
- Я окончил Минское авиационно-техническое училище гражданской авиации. Летчиком не стал, но зато управляю поездами (целая комната всяких коробочек, кнопок и проводов и правда поражает!). На станции с 1991 года. Обеспечиваю работу всей аппаратной, направляю каждую стрелку и сигнал. Ничего сложного! Это как мотор в машине. Главное - быстрота реакции. Удивительно, но можно уже говорить о нашей семейной династии железнодорожников: мой отец - мастер и бригадир пути, сын Анатолий, как и я, - электромеханик Лидской дистанции сигнализации и связи, племянник Антон Петрович - мастер Минской дистанции пути, племянница Диана Петрович - дежурный по станции Брестского отделения. Другой работы не представляю. А так, люблю в лес ходить за грибами, вязать корзины, делать своими руками деревянную мебель. Люблю хорошую шутку и веселую песню.
Виктория Ковальчук:
- Не представляю себя в другом месте, прикипела к работе, к коллегам. Не могу даже подумать, что можно жить по-другому. Быть дежурным по станции - большая ответственность и отнюдь не романтика. Именно от нас зависит важная часть деятельности железнодорожников в целом: прием и отправка поездов, обеспечение безопасности их движения. Мы отвечаем за жизни пассажиров. И это не пустые слова. И слава Богу, что в моей практике не было пока курьезных случаев, кроме высадки подвыпивших пассажиров.
Ирина Холяво.
Фото Кирилла Матифейчика.