Сотни ивьевчан участвовали в Великой Отечественной войне, сражались на фронтах и в партизанских отрядах. Они вступали в бой, как писал поэт, не ради славы, ради жизни на земле. Но заслуженные награды не обходили наших земляков - мужества и отваги им было не занимать. Давайте сейчас вместе полистаем фронтовые приказы, посмотрим, что писалось в наградных листах.
Восемнадцатилетним пареньком ушел на фронт в 1944 г. ивьевчанин Александр Королев. На передовой он стал вычислителем батареи управления 31-й гвардейской гаубичной артиллерийской бригады. Кроме того, в обязанности красноармейца входило следить за тем, чтобы связь действовала бесперебойно. Во время боя, как только телефонная трубка замолкала, Королев вылезал из окопа и отправлялся в опасный путь в поисках обрыва. Уже через несколько недель наступления командование представило бойца к медали "За отвагу":
"За время пребывания в батарее управления показал себя инициативным, дисциплинированным бойцом. С начала прорыва линии обороны противника на р. Нарев он, будучи линейным надсмотрщиком, неоднократно устранял порывы телефонной линии своего участка. И в один ответственный период, когда отказала основная линия, по которой поддерживалась связь со всеми дивизионами, невзирая на сильный артиллерийский огонь противника, он устранил 5 порывов линии. Связь устанавливалась мгновенно".
Красноармеец из д. Кривичи Николай Турко (кстати, 1897 г. р.)в победном 1945 г. тоже получил медаль "За отвагу" - и вот за что:
"Стоя в обороне в районе д. Шлаунхоф, несмотря на сильный артиллерийский обстрел огневых позиций противником, обеспечивал бесперебойное видение огня своего расчета, действовал за подносчика и установщика. При ранении подносчика Тригубова он вынес его с поля боя. Обеспечил бесперебойное ведение огня своего миномета".
Наградные документы на уроженца Ивьевского района Николая Шатровского очень короткие. В первом случае состоят всего из двух предложений, во втором - из трех. Но эти скупые строчки говорят о многом. В начале красноармеец 7-й стрелковой роты 224-го стрелкового Памирского полка Шатровский отличился в марте 1945 г. Его командир писал:
"В боях за высоту 205,8 из личного оружия уничтожил 2 гитлеровцев. Будучи ранен, по оказании ему медицинской помощи остался в строю".
За этот случай боец получил солдатский орден Славы III степени. А вскоре его фамилия снова попала в наградные документы:
"При форсировании р. Вест-Одер и в последующих наступательных боях с 19 по 23 апреля 1945 г. участвовал в отражении четырех крупных вражеских атак, при этом уничтожил гранатами ручной пулемет противника. В бою был смел и решителен. Получив ранение, эвакуирован в медсанбат".
С другим ивьевчанином - Георгием Ивановичем Чернявским - случилась такая история. В марте 1945 г. его непосредственный командир лейтенант Наседкин написал на своего подчиненного представление к награждению его орденом Красной Звезды. Вот что отмечал лейтенант:
"Чернявский, работая разведчиком, показал себя смелым, решительным и находчивым бойцом. В период временной блокады с 4 по 7 февраля 1945 г. г. Ландсберга противником Чернявский под сильным огнем доставлял боеприпасы подразделению лейтенанта Фокина, оборонявшему южную окраину г. Ландсберга. 6 февраля 1945 г. во время подноса боеприпасов Чернявский был обстрелян группой немцев, но, умело используя местность, огнем своего автомата уничтожил двух немецких солдат и доставил боеприпасы своевременно".
В вышестоящих штабах решили однако наградить бойца не орденом Красной Звезды, а медалью "За отвагу". Тем временем выяснились подробности эпизода, произошедшего 6 февраля 1945 г. Оказалось, что красноармеец Чернявский наткнулся на довольно большую группу немцев, в течение примерно получаса в одиночку вел бой и вышел из него победителем, уничтожив трех , а не двух гитлеровцев, а остальных рассеяв. Лейтенанту Наседкину показалось, видимо, обидным, что за такие смелые действия Чернявского наградили лишь медалью. И он снова пишет представление к награде за тот же самый бой, но на этот раз непосредственно к медали "За отвагу". И 4 июня 1945 г. Георгия Чернявского снова наградили. Совершенно неожиданно для себя вместо одного ордена Красной Звезды он получил две медали "За отвагу". Так тоже случалось на минувшей войне.
Еще с одним нашим земляком произошло нечто подобное. Его изначально представили к ордену Красной Звезды, а наградили в итоге медалью "За отвагу". Между тем, красноармеец Антон Лукша в конце войны штурмовал самый настоящий замок:
"В наступательных боях в районе города Потсдам 1 мая 1945 г. проявил инициативу, пробравшись в тыл к противнику, огнем фаустпатрона подбил и поджег две автомашины с боеприпасами, рассеял расчет орудия, орудие вывел из строя. При взятии замка Лукша первым ворвался в ДОТ противника, где угрожала опасность, невзирая на это, увлек за собой других бойцов и при этом уничтожил 7 гитлеровцев".
Такую же медаль "За отвагу" Петр Буяк, призванный Ивьевским РВК, получил в скупом на награды 1942 г. Когда читаешь документ, отмечаешь накал боевых действий, в которых участвовал наш земляк:
"В боях за высоту 124,6 13 октября 1942 г. проник к переднему краю обороны противника на 60-70 м и обнаружил два противотанковых ружья, одну пушку противотанковой обороны и до взвода пехоты. Эти цели были уничтожены огнем артдивизиона. 28 декабря 1942 г. он обнаружил три станковых пулемета, два ручных пулемета, минометную батарею, одну противотанковую пушку и одно ПТР противника, которые были уничтожены огнем артдивизиона. В этот день Буяк под сильным артогнем противника вынес с поля боя раненого лейтенанта Ульянова".
Капитан Дмитрий Орлов, также призванный в армию Ивьевским райвоенкоматом, отличился летом 1943 г. Он служил в 5-й отдельной инженерной бригаде спецназначения, которая действовала во вражеском тылу. Это был фронт за линией фронта. В приказе о награждении капитана орденом Красной Звезды говорилось:
"С 12 января по 10 мая 1943 г. тремя группами, находящимися под командованием капитана Орлова, подорвано на железной дороге Витебск-Полоцк при сильной охране железной дороги 3 эшелона противника, разбито: паровозов - 1, вагонов - 6 с неустановленным грузом и 4 вагона с продуктами. Группа капитана Орлова трижды отбивала атаки карательных экспедиций немцев".
И закончить этот материал мне хочется рассказом об еще одном нашем земляке - Иване Матвеевиче Тихоне, воевавшем в Прибалтике. Вот как у него это получалось:
"4 августа 1944 г., ведя разведку, пробрался в траншею противника, уничтожил прислугу пулемета, а пулемет доставил в штаб полка. 15 сентября 1944 г. он с группой автоматчиков прошел в расположение противника, снял часовых, огнем из автоматов посеял панику. Будучи ранен, продолжал вести огонь, давая нашим подразделениям возможность зайти в населенный пункт".
Воина наградили медалью "За боевые заслуги". Согласитесь, заслуги действительно боевые.
Ю. КОМЯГИН.